ЗАДАЧА ПРЕЗЕНТАЦИИ
Комплексный взгляд на проблемы комфортности проживания в Обнинске и пути их решения
Городской Клуб для Обнинской Инициативы
Команда
Докладчики:
Арсений Михеев
Управляющий партнер LEROY
Станислав Кашин
Управляющий партнер, ведущий архитектор, Архитектурное бюро MOMENTUM
Артем Огородников
Креативный директор LEROY
ОБНИНСК
Угрозы и вызовы
Угроза и вызов №1
Влияние «Большой Москвы»
Потеря конкурентноспособности культурной жизни в Обнинске.
Угроза и вызов №2
Плачевный имидж города в связи с некотролируемым засилием рекламы и оформлением фасадов зданий
Угроза и вызов №3
Транспортный коллапс
в ближайшие 5 лет
Угроза и вызов №4
Потеря идентичности города на российской и мировой арене. Снижение интереса к городу молодых у специалистов.
Угроза и вызов №5
Безразличие жителей и бизнеса к развитию городской среды.
Предлагаемые решения
Городской Клуб для Обнинской Инициативы
1
Создание в городе культурного коммьюнити центра и полноценного творческого района
Результат: Насыщенная современная культурная жизнь
в Обнинске
Решение

Зачем все это?
Творческое пространство «DOF» — это совместный комплексный проект группы компаний KISS, архитектурного бюро Momentum, Городского Клуба и Администрации Обнинска. Его цель — создать новый творческий район в Обнинске за счет ревитализации пространства бывшего Дома Офицеров и прилегающей к нему территории.
Реализация подобного проекта важна как для Обнинска в целом, остро нуждающегося в новых культурных традициях и новом формате современного благоустройства, так и для обделённого вниманием района, в который можно вдохнуть второе дыхание, создав новый центр притяжения.
Станислав Кашин
Архитектор, проектная группа пространства «DOF»
Задача проекта не только создать творческую территорию, но и активировать целый район города путем создания благоустройства нового типа, а также доступной пешеходной и велосипедной среды

Согласно проекту, на территории появится современное пространство с активной уличной и насыщенной культурной жизнью и просто комфортная живая среда — как для людей искусства, так и для обычных горожан.

Принципы развития территории:
1
Активность
Проведение различных мероприятий сделает территорию и стиль пространства узнаваемым. Оно станет важным для всех категорий местного населения. Начнет появляться бренд и его атмосфера.
2
Многофункциональность
Объединение разных групп населения Обнинска, которые пришли по разным делам под одну крышу. Кто-то ест в ресторане, кто-то делает покупки, кто-то пришел на спектакль, лекцию или в галерею.
3
Уникальность
Необычные помещения, советская архитектура, очень близкое, но при этом неизвестное для многих расположение дает возможность рассказать новую историю этого места и создать совершенно неожиданное пространство.
4
Креативность
За счет уникального пространства, престижа и популярности места среди горожан создается платформа для конкуренции и творчества, кластер развития экономики современного постиндустриального типа.

Культурные события
Театр и кино
Концерты
Выставки
Фестивали
Образовательная деятельность
Лекции и мастер-классы
Школа городских исследований
Школа искусств
Центр дизайна
Будущие резиденты кластера
Целостность проекта и эффект синергии могут быть достигнуты только благодаря созданию инфраструктуры позволяющей поддерживать развитие каждого участника за счет общей выверенной концепции.
Театральная студия
Кофейня и коворкинг
Архитектурное бюро
Дизайн-студия
Типография
Медиа и рекламное агентство
IT компания
Студия звукозаписи
Школа танцев
Йога-студия
Туристическая фирма
Художественный магазин
Новая многофункциональная сцена культурного центра:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
Создание дизайн-кода города и современной системы архитектурного контроля
Результат: Создание привлекательной среды во всех районах города для развития новых бизнесов и благоустройтсва
Создание документа о дизайн-коде
Документ должен упорядочивать визуальный облик кварталов. Он поможет решать споры предпринимателей — например, у кого больше вывеска, Также он обязывает бережно относиться к культурному наследию. Это позволит не превращать город в рынок и заранее продумать, какой будет вывеска.
Принципы дизайн-кода
-1-
Снизить активность вывесок
Уменьшить количество вывесок
с подложкой. Если убрать фон, тогда фоном и объединяющим элементом становится само здание.
-2-
Использовать в вывесках только объемные буквы
Здания строили по законам гармонии, а не по закону контраста. И любая активная вывеска сильно портит вид. Привязывать вывески к архитектуре здания.
-3-
Делать привязку вывесок к архитектурным элементам
К оконным или дверным проёмам

-4-
Максимальная высота букв — 0,5 м
Опыт показывает, что прочитать такую вывеску можно с противоположной стороны улицы
-5-
В некоторых случаях важно ограничивать цветность
Когда все вывески разного цвета, то разрушается ощущение историчности и гармонии.
-6-
Заклеенные окна допускаются только если в здании ведутся ремонтные работы
Единая концепция
Единая концепция требуется не только вывескам и рекламе, но и уличной мебели. Лавочки, заборы, урны — на всё это архитекторы часто не обращают внимания, а дизайнеров пока к такой работе не приглашают.

Городское пространство складывается из разных зон: транзитной — тротуары вдоль дороги, пешеходной — места прогулок и отдыха, жилой — дворы жилых домов. Место размещения объектов влияет на выбор типа оборудования.
3
Создание эффективной транспортной инфраструктуры
Результат: Повышение безопасности, комфортность передвижения на любых видах транспорта
Основной принцип развития транспортной системы города – возможность выбора способа добраться из точки А в точку Б.

Каждый способ должен быть комфортным:
Пешком – На велосипеде – На своей машине – На такси – На общественном транспорте

В развитом городе существует баланс всех видов транспорта. Люди с комфортом должны добираться из одного места в другое любым способом. Но развитие улиц и дорог должно происходить с приоритетом одних видов транспорта перед другими.
1. Пешеходы 2. Велосипедисты 3. Общественный транспорт 4. Такси 5. Личные автомобили 6. Припаркованные автомобили
Как перевезти 70 человек из точки А в точку В ?
Обнинск для пешеходов
У любого человека не должно возникать проблем добраться без транспорта в черте города из одного места в другое. Будь то здоровый человек, родители с коляской, турист с чемоданом пожилой или инвалид.
1
Чистота тротуаров
Тротуары должны конструироваться таким образом, чтобы на нем не образовывались лужи и вода после дождя стекала вбок. Это позволит не только сделать более комфортную среду, но и сократит расходы на содержание и ремонт.
Уровень тротуара должен быть выше уровня грунта рядом. Чтобы после дождя или таяния снега, вода не приносила землю на тротуар.




2
Безбарьерная среда
В местах пересечения локальных небольших дорог с тротуаром, нужно не опускать тротуар до уровня дороги, а поднимать автомобильную дорогу. Это позволит во первых, не прерывать тротуар, а во-вторых снизит скорость приближающейся машины.
3
Проблемные зоны и пересечения
В проблемных местах тротуар должен быть отделен от дороги столбиками. Все сопряжения и пересечения с другими линейными объектами инфраструктуры (дороги, велодорожки) должны происходить без барьера.
4
Островки безопасности
В местах пешеходных переходов на автодорогах должны быть обустроены островки безопасности. Это нужно для того, чтобы водители сбрасывали скорость перед пешеходным переходом и также для возможности остановиться у пешехода и передохнуть. Человек не должен переходить больше 2 полос без островка безопасности.
Развитие велосипедной инфраструктуры
Если относиться к велосипеду как к альтернативному и мобильному средству передвижения, а не как к хобби, то приходит понимание, что велосипедом можно пользоваться практически весь год.
1
Связанная сеть велодорожек
Обустройства отдельных велодорожек практически не повлияет на развитие велосипеда как транспорта. В городе необходима связанная сеть, которая не будет бесследно прерываться и появляться из ниоткуда. Только соединив все основные городские объекты связанной сетью велодорожек, мы получим удобную инфраструктуру и способ добраться с любую часть города практически со скоростью автотранспорта
2
Буферная зона для велосипедов на дорогах
Велодорожки, проходящие по автодороге, должны быть отделены буферной зоной, которая может являться разметка, бордюрный камень, столбики.
3
Безопасные пересечения с автомобилями
Пересечение автомобильного кольца с велодорожками должно осуществляться с максимальной защитой велосипедистов островками безопасности.
4
Цветовое выделение велоинфраструктуры
Велодорожку на всей длине или на особо опасных участках нужно красить в яркие цвета, для привлечения внимания автомобилистов при совершении ими маневров. Оптимальным является вариант с цветным асфальтом.
Обнинск очень удобен для велотранспорта
Особенно эффективно использование велосипеда в небольших городах типа Обнинска, где в идеале из одного края города в другой можно добраться за 15 минут не используя автомобиль.

Развитая велоинфраструктура снижает загруженность дорог, уменьшаются пробки. Улицы должны быть оборудованы необходимым числом велопарковок, чтобы любой человек мог оставить велосипед на короткое время, пока занимается другими делами, например делает покупки.

Общественный транспорт
Основные требования к улучшению системы:
1
Предсказуемость и понятное расписание
Должно быть установлено удобное и частое расписание. Люди должны понимать, сколько ждать следующего автобуса. Остановки должны быть оборудованы понятной картой всех маршрутов города
2
Скорость, комфорт и безопасность
Общественный транспорт должен быть комфортной альтернативой частному. Человек не должен чувствовать себя ущемленным при его ипользовании.

Транспорт должен быть современным и отвечать всем новым экостандартам. Это позволит довозить людей из одного места до другого практически со скоростью личного автомобиля, а при появлении выделенных полос, даже быстрее.
3
Общественный транспорт – носитель бренда города
4
Легальность и прозрачная отчетность
Маршрутных такси в правильно развитом городе быть не должно. Из-за их количества и габаритов, они часто являются причиной затруднения движения. Полулегальная форма оплаты и учета сбора доходов. Погоня водителей за наживой и в связи с этим, нарушение правил и частая аварийность. Маршрутные такси вытесняют нормальный общественный транспорт, не потому что удобнее и лучше, а потому что общественный транспорт не развит.
5
Современные технологии в транспорте
Единая система оплаты, навигация, расписания, приложения.
Такси
Такси является связующим звеном между общественным и частным транспортом. Развитая система такси очень важна для города, она снижает нагрузку на парковочные места, благодаря тому, что машина такси доставляет людей в течение всего дня и не простаивает.
Личные автомобили
При развитии остальных видов инфраструктуры (пешеходной, велосипедной, общественного транспорта), пользование личным автомобилем становится намного удобнее и комфортнее.
1
Развитие капилярной системы дорог
Это позволит не загружать только определенные улицы и распределить нагрузку на всю сеть равномерно. Увеличение количества дорог и развитие капиллярной сети разгружает дороги, снижает уровень шума и создает более комфортную окружающую среду
2
Оптимизация ширины дорог
Широкие длинные дороги позволяют разгоняться автомобилистам. Даже при скоростном ограничении, подсознательно возникает желание увеличить скорость, потому что дорога позволяет. Чем выше скорость автомобилей, тем меньше пропускная способность улицы.
3
Искусственные ограничители скорости
Организация колец, перекрестков, островков безопасности, извилистости, парковки и т.д. создаст более безопасную среду не только для пешеходов, но и для автомобилистов.
4
Понятная навигация
Дороги должны быть сконструированы таким образом, чтобы водитель сразу понимал, куда двигаться можно, а куда нельзя, где парковаться можно, а где нельзя. Это делается за счет правильной разметки, архитектурных решений (островок безопасности, разделители и т.д), разных видов мощения.
Припаркованные автомобили
Каждый припаркованный автомобиль занимает с учетом выезда площадь в 30 кв.м. Никакой город в мире не может обеспечить всем желающим бесплатную удобную парковку.
1
Понятные зоны парковки
Это достигается путем создания карманов или другого вида мощения. Не должно возникать вопросов, можно ли поставить там машину или нет.
2
Платная парковка
На самых загруженных и проблемных участках парковка должна быть платной. Это позволит отрегулировать спрос и предложение и даст толчок для использования общественного транспорта.
3
Правильное использование придомовой территории
Большая задача города – постепенный переход от сознания, что каждый должен оставлять машину у подъезда к умному использованию придомовой территории.
4
Комплексный городской брендинг
Результат: Вовлеченность жителей в развитие города, патриотизм. Новые туристические потоки и инвестиции.
Определение

Бренд или Брендинг?
Под брендом города мы понимаем систему идей, идеологию, которая объединяет городских жителей и служит основой для общения с внешним миром, способом поддержания конкурентоспособности и средством развития городского пространства: от новых фонарей в парке до создания творческих кластеров и современных образовательных центров.

Брендов города должно быть много.

Брендинг города — это совокупность преднамеренных действий с целью изменить или улучшить воспринимаемый образ города.

Главное – не путать бренд города с фирменным стилем.
Потребители бренда города
1.
Жители
2.
Гости туристы
3.
Инвесторы
Вопросы к решению:
1
Есть ли у жителей Обнинска гордость за город?
2
На сколько вовлечены жители и местный бизнес в развитие городской среды?
3
Какие эмоции и впечатления увозят с собой туристы?
4
На сколько благоприятна городская среда для инвестиций?
Возможные образы для брендинга Обнинска:
– Атомная станция
– Метеовышка
– Наука
– Зеленый город
– Университетский город
– Дуб
Проблема: Стихийный брендинг

Носители бренда города
Официальный городской сайт
Оформление городских мероприятий
Сувенирная продукция
Объединение бизнеса и продуктов, всего что рождается в Обнинске
Навигация
Городской транспорт
Что уже было?
«город мирного атома»
«территория инновационного развития»
«первый наукоград России»

что дальше?
Комплексный взгляд на проблемы комфортности проживания в Обнинске и пути их решения
Городской Клуб для Обнинской Инициативы